Методы и приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
статья на тему
В статье рассказываетсяне только о классических методах и приемах, используемым учителем на уроках, но и о современных приемах: корзина идей, составление кластера, написание синквейна и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_sovremennogo_uroka.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы, способствующие проведению эффективного урока.
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший — учит её находить.
В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно»
Так может и не стоит ничего менять?
Главная задача учителя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следуют совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к обучению.
Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения; уровня подготовленности
учащихся; возраста учащихся; времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы; теоретической и практической подготовленности учителя. Каждый
метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее
эффективно реализовать метод на практике.
Очень многие методы мы с вами знаем:
• словесные методы (источником является устное или печатное слово);
• наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
• методы проблемного обучения.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.
А разных приемов и того больше.
Но это все мы и так хорошо помним и используем в своей работе. Я бы хотела остановиться на тех приемах, о которых не каждый учитель слышал, а если даже слышал, то не всегда применяет.
Например, такие приемы эффективного урока
- «Корзина идей»
- Составление кластера
- «Пометки на полях»
- Составление маркировочной таблицы ЗУХ
- Написание синквейна
- Написание эссе
- «Лекция со стопами
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме
Прием “Составление кластера”
- Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом “корзина”, поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание “корзины”. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока .
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”( знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее)
- Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
- В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием “Написание синквейна”
- В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
- Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по – возможности, эмоциональной.
Прием “Написание эссе”
- Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Я остановилась частично лишь на тех приемах, которые дети воспринимают с удовольствием.
Все перечисленные методы и приемы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в
образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения
овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые
пригодятся им не только в учебном процессе, но и в жизни. Взаимодействие и
сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.
Источник
Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоении ими учебного материала
Эффективные приемы организации работы учащихся по усвоению ими учебного материала.
Учитель должен научить ученика, дать ему знания, навыки. Он, и только он решает, как вести урок, какими путями идти к цели. От него требуется творческий подход к делу воспитания и обучения. Набор методов и приемов по активизации учебной деятельности учащихся огромен: лекции, семинары, зачеты, консультации, панорамы, пресс-конференции, КВН, уроки-погружения, уроки открытых мыслей, соревнования, уроки творчества, изобретательства и т.д. Я остановлюсь на тех типах уроков, которыми пользуюсь сама.
Лекция на уроке .
Возможна в старших классах, т. к. внимание учеников более устойчивое, хотя, «кусочек» урока в виде лекции можно провести и в «среднем звене».
Дает большую экономию времени: за один-два урока можно изложить достаточно большой материал; изложить его строго последовательно, широко используя дополнительный материал, интересные исторические факты.
При проведении лекции надо обязательно продумывать вопросы для учащихся, задания, чтобы осуществлять обратную связь, чтобы активизировать внимание учеников.
Во время проведения лекции голосом надо выделять те места в изложении материала, которые обязательно надо записать или обратить на них особое внимание (надо учить этому ребят).
Эффективность лекции обуславливается еще и применением наглядности: демонстрация фрагмента, опыта, модели, таблицы и т.д.
Большое значение имеет умение учителя эмоционально, интересно рассказать, быть артистом на уроке.
Урок-семинар. Достаточно сложная для работы форма проведения урока, но эффективная. Можно выделить несколько типов семинаров: а) повторения и обобщения знаний; б) решение задач; в) по углублению и расширению знаний; г) сочетание повторения, обобщения с изучением нового; д) межпредметный; е) по применению в технике физических законов и явлений и т.п.
Что необходимо учитывать, готовясь к такому уроку? О проведении семинара учащимся сообщается заранее, чтобы они успели подготовиться. Иногда ребята, готовясь к семинару, работают в группах. Очень широко используется дополнительный материал, и это учитывается при выставлении отметки за семинар. Целесообразно проводить двухчасовые семинары. Необходимо, по возможности, задействовать при подготовке к семинару как можно больше учащихся, предусмотреть вопросы по проверке усвоения материала, их могут подготовить ученики, выступающие с сообщениями, а можно выделить отдельную группу ребят. В процессе подготовки к семинару учитель дает консультации ученикам, вместе с ними готовит опыты и наглядный материал, просматривает презентации отдельных докладчиков. Подготовка к семинарам требует от учащихся умения работать с дополнительными источниками информации (в условиях широкого использования Интернета надо рекомендовать ребятам использовать и дополнительную литературу, демонстрируя отдельные книги), умения анализировать, сравнивать, конспектировать, создавать компьютерные презентации, бесспорно, повышает интерес к изучению предмета.
При проведении семинара во вступительном слове учитель формулирует цели семинара, сообщает его план. Учащиеся выступают с сообщениями, другие дополняют, уточняют, проводят опыты, задают вопросы, предлагают задачи и т. д. Можно добиться большего эффекта при проведении семинара, если предложить самим ученикам вести его, обязательно оценив их работу. В старших классах, в условиях нехватки времени можно полностью перейти на лекционно-семинарско-зачетную систему. Вот один из вариантов подобной структуры ведения уроков .
1 этап. Лекция (дается материал крупным блоком).
2 этап. Серия семинарских занятий, на которых учащиеся самостоятельно изучают материал, закрепляют полученные знания, проводится практикум по решению задач.
3 этап. Лабораторный практикум, если это необходимо.
4 этап. Урок интересных сообщений или урок-консультация.
5 этап. Зачет или контрольная работа.
Урок-зачет. Приведу одну из форм проведения зачета в 9 классе по теме «Законы Ньютона». На последнем, перед зачетом, уроке учитель, а может быть, и весь класс проверяет знания отдельных, наиболее подготовленных учеников: задаются теоретические вопросы, качественные задачи, предлагаются расчетные задачи. На зачете учитель распределяет учеников класса по группам, предлагает им сдать зачет ребятам, успешно ответившим материал на предыдущем уроке. Функция учителя заключается в том, чтобы следить за объективностью выставления отметок, за дисциплиной, координировать действия своих помощников. В конце урока подводятся итоги.
Урок-консультация. Такие уроки необходимы. Цель: каждый должен усвоить методы решения задач, выработать навыки, почувствовать уверенность в собственных силах. Как правило, вместе с учениками составляется классификация задач по данной теме, рассматриваются подходы к решению различных задач. «Сильные» ученики являются консультантами, но и учитель не остается в стороне. На таких уроках царит непринужденная обстановка, но, в то же время, все заняты делом, даже физически ощущается «движение мысли». Такие уроки необходимы, в первую очередь, ученикам, неуверенным в себе, стеснительным, слабоуспевающим.
Другие приемы и методы активизации учебной деятельности.
Использование моделей, в частности, моделей элементов электрической цепи на магнитных держателях. Можно моделировать сборку электрических цепей, отрабатывать навыки включения в цепь амперметра и вольтметра, параллельного и последовательного соединений.
Широкое применение фрагментов художественных произведений. Оно способствует эффективному усвоению материала.
Использование на уроках модельных опытов. Модельные опыты на учениках позволяют наглядно объяснить материал. Например, предложить ученикам взяться за руки, чтобы получилось последовательное соединение или параллельное, считая, что каждый ученик – резистор или какой-нибудь другой элемент электроцепи, предложить ученикам прохлопать в ладоши с частотой 1 Гц или 2 Гц.
Эффектны, вернее эффективны опыты с игрушками. Например, игрушка «Бегемотик» незаменима при объяснении закона Паскаля, пневматический пистолет – для объяснения давления газов, заводной автомобиль – для объяснения механического движения и т. д.
Будят мысль ученика, вызывают его интерес факты из истории физики: суд инквизиции над Галилеем, опыты Ньютона по дифракции света, открытие рентгеновских лучей т. п.
Творческие экспериментальные задания позволяют развивать изобретательские способности ребят. Например, придумать прибор для измерения длины траектории неправильной формы, прибор для демонстрации закона Паскаля и т. д.
Большую пользу приносят занятия учеников с учениками. Тот, кто объясняет, еще лучше усвоит материал, рассказывая его своему однокласснику.
Проблемно-поисковый метод позволяет построить урок оптимальным образом. Проблемные опыты, вопросы, фрагменты художественных произведений необходимы на уроках в любом классе.
У каждого учителя в запасе есть много подобных приемов, позволяющих ученикам успешнее усваивать материал, развиваться, с интересом изучать физику.
Источник