Как эффективнее транспортировать нефть

Как доставить нефть – Способы транспортировки в России и мире

Как перевозят нефть и сколько это стоит — самые выгодные способы транспортировки нефти. Примеры компаний и цены, как подготовить нефть к перевозке и особенности способов.

М ало просто добыть нефть, нужно ещё её доставить. Способов немало, предпочтительный зависит от таких факторов, как требуемый объём, инфраструктура, географические условия.

Иногда перевезти нефть нужно на тысячи километров, а в другом случае на несколько десятков; в один пункт назначения её можно доставить морем, в другой требуется везти по железной дороге, а в третий нет ни железной, ни даже обычной дороги. Здесь вы узнаете, какими способами доставляют нефть, а также связанные с этим вопросы.

Подготовка к транспортировке нефти

Только добытая из недр нефть – не чистый продукт, в ней растворены различные соли, жидкости, газы, глинистые частицы и песчинки. Всего в её состав входит примерно тысяча различных веществ, и перед транспортировкой требуется провести очистку от ненужных примесей.

Сначала нефтесодержащая смесь проходит первичную сепарацию, в ходе которой разделяется на три основные фракции: нефть, газ и воду. После этого начинается подготовка нефти к транспортировке.

Из неё удаляются остатки газа и воды, после чего она разбавляется пресной водой для удаления солей (обессоливания), следом выполняется её повторное обезвоживание. Завершается процесс стабилизацией – удалением лишних лёгких фракций, таких как этан и метан.

Читайте также:  Наиболее эффективным методом воспитания скоростных способностей является взрывной

Избавление от всех этих примесей позволяет уменьшить объём нефти и повысить эффективность её транспортировки; удаление солей помогает беречь оборудование от повреждений и коррозии. К тому же, чем меньше в нефти примесей, тем проще её дальнейшая переработка.

После прохождения установки комплексной подготовки нефть готова к транспортировке: её отправляют в хранилище, а уже оттуда она будет подаваться в трубопровод.

Основной способ транспортировки нефти

Хотя способы транспортировки нефти многообразны, её наибольшие объёмы доставляются по трубопроводам. В особенности это касается России, но и во многих других странах, занимающихся нефтедобычей, именно этот способ – основной. Даже если поставка потребителям осуществляется по морю, железной дороге или иными способами, совсем без трубопроводов не обходится.

Движение нефти обеспечивается разницей в давлении, создаваемой насосными станциями. Размещаются они в среднем через каждые 100 км, а скорость движения нефти составляет 1-2,7 м/с – чем больше диаметр трубопровода, тем выше рекомендуемая скорость движения.

В сравнении с другими способами этот – наиболее экономичный. Для обслуживания всей системы трубопроводов нужно не настолько много сотрудников и оборудования, как при использовании морского, речного или иного транспорта.

К тому же потери нефтепродуктов в расчёте на пройденное расстояние относительно невелики, и этот способ считается одним из самых безопасных для экологии.

Трубопроводы возводятся достаточно быстро, но обходятся недёшево, а после прокладки маршрут доставки уже не может быть изменён – это самая значительная проблема. Если поставщик, перевозящий нефтепродукты при помощи танкеров и железнодорожного транспорта, может корректировать свои планы в соответствии с изменением ситуации, например, начать продавать нефтепродукты другим потребителями, то пользующийся трубопроводом может лишь менять объёмы поставок по маршруту.

Это существенно влияет на стоимость нефтепродуктов и ход переговорного процесса по их поставкам.

Трубопроводы для транспортировки нефти называют также нефтепроводами. Их делят на несколько классов по назначению:

  • Промысловые – используются для соединения скважины и установки, где происходит подготовка нефтепродуктов
  • Межпромысловые позволяют транспортировать нефть между местами добычи.
  • Технологические нужны для перемещения нефтепродуктов внутри предприятия или нескольких.
  • Магистральные применяются для доставки к местам переработки и потребления. Они должны обладать высокой пропускной способностью, а значит и большим диаметром. Выделяют четыре класса: к I классу относят самые широкие нефтепроводы, их диаметр превышает 1 000 мм, ко II – с диаметром свыше 500 мм, к III – свыше 300 мм, наконец, к IV – от 220 мм.

Магистральный нефтепровод включает в себя: непосредственно трубы; линии электропередач для их обслуживания; здания, предназначенные для организации их эксплуатации; резервуарный парк для хранения нефтепродуктов; насосную станцию.

Таким образом, нефтепровод – очень сложная и высокотехнологичная система, в неё входит различное оборудование, которое должно выдерживать высокое переменное давление.

Монтируют магистральные нефтепроводы в земле на глубине 80-100 см. Участки, проходящие по вечной мерзлоте, монтируются на специальные опоры на земле. Наземные нефтепроводы проще строить и обслуживать, зато на подземные меньше влияют погодные условия, а это значимый фактор при большом перепаде температур между сезонами, характерном для России.

Трубы изготавливаются из высокопластичных сталей или армированного пластика – последний используется с каждым годом всё чаще, ведь ему не страшна коррозия, трубы из него практически не разрушаются, так что прослужить могут очень долго.

Речной и морской способ транспортировки

При помощи водного транспорта можно перевозить большие объёмы нефти на самые разные расстояния: он может применяться и для местной транспортировки по судоходным рекам и озёрам, и для доставки на другой континент. Перевозка по воде – один из наиболее выгодных вариантов, как правило, дешевле неё только доставка по трубам.

Перевозку по рекам ведут при помощи танкеров и барж. Главное отличие баржи от танкера – отсутствие собственных насосов. Кроме того, баржи могут быть несамоходными, то есть не иметь двигателя. Чаще всего, когда речь идёт о барже, в виду имеют именно судно без двигателя, а для оснащённых им используется уточнение «самоходная баржа».

Для перевозки по морю также применяются танкеры и баржи, но от речных они отличаются. Морские танкеры имеют другую конструкцию, ведь необходимо, чтобы они выдерживали гораздо более сложные условия открытого моря.

Кроме того, их дедвейт обычно выше. Дедвейтом называют разность между полным и порожним водоизмещением судна. То есть, это общий вес, который судно может взять на борт, включая груз, массу топлива, воды, экипажа и так далее.

По этому показателю морские танкеры делят на 8 классов от малотоннажных (от 6 000 до 16 499 тонн) до супертанкеров, использующихся в качестве плавучих нефтяных терминалов – их дедвейт может превышать 320 000 тонн.

Чем крупнее танкер, тем ниже расходы на перевозку тонны нефти, поэтому часто их стремятся строить как можно более крупными, в тех рамках, которые допускаются маршрутом.

Морские баржи также называют лихтёрами. В отличие от танкеров, они не рассчитаны для транспортировки грузов на большие расстояния: обычно они не могут удаляться от порта более чем на 80-100 км, в спокойных водах внутренних морей – до 150-180 км.

Кроме того, сама их конструкция не предполагает удаления от берега. Используются они для доставки нефти в порты, к причалам которых не могут подойти танкеры. Большая часть лихтёров может перевозить несколько сотен тонн грузов, самые крупные – до 7 000 (тип Trimariner).

Стоимость фрахта (морской грузоперевозки) нефти стоит от $65 000 до $400 000 за один день, в зависимости от объема. При этом не всегда порт может принять судно и оно просто стоит в море. Плата за день в этом случае продолжает оплачиваться в полном объеме.

Транспортировка нефти автотранспортом

Этот способ подходит в первую очередь для перевозки небольшого объёма нефтепродуктов на относительно короткие дистанции. Например, для доставки с нефтебаз к местам потребления: заводам, автозаправкам и так далее.

Для перевозки на дальние расстояния автотранспорт чересчур затратен, потому его используют только при отсутствии альтернативы дешевле. Чистую нефть автотранспортом перевозят очень редко.

Поскольку нефтепродукты относятся к легковоспламеняющимся жидкостям, их пары могут представлять угрозу здоровью, а разлив при аварии способен причинить ущерб природе, их относят к грузам III степени опасности.

Потому маршрут транспорта с нефтепродуктами не должен проходить в непосредственной близости от крупных городов, заповедников, больниц, школ и других подобных объектов.

Для перевозки нефти автомобиль должен иметь соответствующее оснащение, такие машины называют специальными подвижными составами. Выделяют несколько их типов:

  • Бензовоз – автоцистерны, в них перевозят моторное горючее, жидкие масла и растворители.
  • Битумовоз – предназначен для транспортировки горячего битума и соответствующим образом оснащён.
  • Топливозаправщик – имеет насос для заправки.

В обычных грузовых машинах перевозка нефти и нефтепродуктов тоже возможна, но жёстко регламентируется: разрешено перевозить не более 1 000 литров дизельного топлива, ограничение по бензину же и вовсе составляет 33 литра.

Перевозка ведётся в автоцистернах, причём в холодное время года для застывающих нефтепродуктов необходимо использовать цистерны с подогревом.

В среднем стоимость доставки нефтепродуктов варьируется от 30 до 40 рублей за километр пути бензовоза, с учетом НДС. Но существуют и более широкие разницы в цене, в зависимости от дальности расстояний, объемов и часы простоя.

Железнодорожная перевозка нефти

Нефть по железным дорогам возят почти с самого момента их появления. С тех пор возникли альтернативные способы, но и железнодорожный транспорт на месте не стоял. Технология транспортировки нефти с его помощью стала хорошо отработанной, в результате существенно повысилась безопасность, выросли его мощность и грузоподъёмность.

Железнодорожная перевозка может вестись в любое время года с одинаковой скоростью и эффективностью. В отношении быстроты доставки железнодорожный транспорт в некоторых случаях оказывается даже быстрее, чем перевозка грузовыми машинами, и всегда быстрее транспортировки по морю.

С его помощью удобно перевозить достаточно большие объёмы нефтепродуктов на дальние расстояния, что особенно выгодно в странах с обширной территорией.

Перевозят по железной дороге нефть в вагонах-цистернах. Чтобы обеспечить безопасность, их производят из листовой стали толщиной от 8 мм. Конструкция вагона-цистерны позволяет его заполнять и контролировать объём перевозимого продукта, сливать нефть, обслуживать сам вагон.

В каждом таком вагоне нефть может перевозиться десятками или даже сотнями тонн, благодаря чему способ транспортировки выступает как основной в тех случаях, когда проложить для этого трубы невозможно или невыгодно.

Безопасность перевозки регламентируется целым рядом нормативных актов, в которых оговариваются все детали для того, чтобы как можно реже происходили взрывы, утечки, воспламенение нефти.

Стоимость сильно зависит от расстояния и объемов. Например, от Москвы до Рязани доставить 17 тонн будет стоить 240 000 рублей.

Воздушная транспортировка нефтепродуктов

Обходится значительно дороже других способов, потому применяется только в случаях, когда альтернативы нет.

Например, таким образом снабжаются зимовки в Арктике, дрейфующие станции, некоторые пункты на Крайнем Севере, куда иными способами просто не добраться. Перевозят нефтепродукты на самолётах и вертолётах.

Смешанные транспортировки

Нередко прямые поставки одним из рассмотренных способов организовать нет возможности. В таких случаях используется комбинация нескольких видов. К примеру: от места добычи нефть транспортируется по магистральному нефтепроводу, далее в порту загружается в танкеры, они перевозят её в порт на другом континенте, из него она транспортируется по железной дороге, а затем развозится на грузовых автомобилях.

Здесь сочетается сразу 4 способа транспортировки. Большая часть перевозок нефти приходится на сочетание только двух: по трубопроводам и железной дороге.

Способы транспортировки нефти в России

Транспортировка нефти в России имеет давние традиции: ещё в конце XVI века её доставляли в Москву в бочках из мест добычи у реки Ухта, а ко временам правления Петра I начали использовать суда для её перевозки по Каспийскому морю. Строить нефтепроводы предложил Д.И. Менделеев, он же обосновал, почему такой способ предпочтителен, и сформулировал основные принципы их строительства.

Первый нефтепровод ввели в эксплуатацию в России ещё в 1887 году, но долгое время после этого нефтепроводная система развивалась не слишком быстрыми темпами. Ещё в 1957 году всего 34% нефтепродуктов доставлялось по нефтепроводам. Протяженность сети в СССР к тому моменту составляла 21 000 км, для сравнения, в США примерно в те же годы было проложено 960 000 км труб.

Стоимость транспортировки нефти по трубам уже тогда была в 2,5-3 раза ниже, чем по железной дороге. На Севере же, с которого нефть вывозили водным транспортом, ограничения накладывал период навигации. Поскольку всё большая доля добычи нефти в СССР приходилась именно на Север, с середины прошлого века началось активное строительство нефтепроводов.

Рекомендуем посты по теме:

В результате, хотя способы транспортировки нефти в России используются те же самые, что и в остальном мире, нефтепроводы занимают гораздо большую долю, чем во многих других странах. Предпочтение им вызвано также и тем, что из России нефть по ним можно доставлять прямо до конечного потребителя в Европе. Например, из Саудовской Аравии сделать это сложнее, и тем более мало вариантов такой доставки у США.

Во многих нефтедобывающих странах нефтепроводы используются главным образом для внутреннего рынка и доставки нефтепродуктов к крупным портам, откуда они развозятся морем.

Есть три основных пути транспортировки нефти из России:

  • В Европу – главным образом при помощи нефтепроводов, проходящих через Беларусь и Украину, но также морским транспортом через порты на Чёрном и Балтийском море
  • В Центральную Азию и Китай по нефтепроводам, проходящим через Казахстан.
  • Дальневосточное направление – в Китай и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона. Особенно активно развивается в последние годы.

Плюсы и минусы разных способов транспортировки нефти

У каждого способа транспортировки нефти есть свои достоинства и недостатки. Ими и определяется, какой способ будет использоваться в том или ином случае.

Транспортировка нефти по трубопроводу имеет следующие плюсы:

  • Её стоимость ниже, чем при использовании других способов.
  • Поставка не зависит от климатических условий и может вестись бесперебойно весь год.
  • Потери нефти во время перекачки незначительны.
  • По одному и тому же трубопроводу могут перекачиваться нефть и нефтепродукты разных сортов.
  • Для обслуживания трубопроводной системы требуется сравнительно мало работников, многие операции автоматизированы.
  • Проложить трубы можно по кратчайшему пути или максимально близкому к нему, так что приходится преодолевать гораздо меньшее расстояние, чем при доставке между теми же населёнными пунктами по дорогам или рекам.

Но имеет основной способ транспортировки нефти и недостатки:

  • Поначалу необходимо серьёзно вложиться в строительство трубопровода.
  • При его вводе в эксплуатацию потребуется потратить большой объем нефти на заполнение.
  • В некоторых районах проложить трассу оказывается сложнее, нужны куда большие материальные и временные затраты, чем обычно.
  • Аварии при транспортировке нефти могут нанести ущерб окружающей среде, в особенности если нефтепровод подводный.

Перевозка нефти водными путями имеет несколько ключевых преимуществ:

  • Необходимо не так много дорогостоящих сооружений.
  • Транспортировка обходится сравнительно дёшево, причём чем больше перевозимый за раз объём, тем дешевле.
  • Доставлять грузы можно в те места, куда по суше сделать это невозможно.
  • Маршруты можно менять без больших затрат.
  • Пропускная способность пути практически не ограничена.

Но есть и проблемы:

  • Ограничения на транспортируемый объём накладывают грузоподъёмность судов и производительность берегового нефтебазового хозяйства.
  • В некоторых регионах водный транспорт может использоваться только в подходящий сезон.
  • Разлив нефти, которую вёз только один танкер, может загрязнить огромный объём воды и уничтожить множество её обитателей. Как результат: необходимость проходить множество согласований и соответствовать очень жёстким нормам.
  • Доставка водным транспортом не отличается быстротой.

Плюсы доставки автотранспортом:

  • Хорошо подходит для небольших партий, для которых нерентабельно задействовать состав или баржу.
  • На машине можно добраться в населённые пункты, располагающиеся не у судоходных рек или железных дорог.
  • Скорость доставки на грузовых автомобилях выше, чем на морском транспорте, и часто выше, чем по железной дороге.
  • Высокие затраты – чтобы перевезти сопоставимый объём нефти, потратить придётся в среднем в 15 раз больше, чем при доставке по железной дороге.
  • Низкая грузоподъёмность автотранспорта в сравнении с другими видами.

У перевозки по железным дорогам также есть преимущества:

  • Может без помех осуществляться круглогодично.
  • В одном составе могут перевозиться различные виды нефти и нефтепродуктов.
  • Возможна транспортировка в любой пункт, соединённый железными дорогами с местом погрузки.
  • Скорость в два-три раза выше, чем при использовании речного транспорта.
  • Перевозить можно большие объёмы – в этом отношении железные дороги уступают только трубопроводам.

Что до минусов, среди них стоит выделить:

  • Высокую стоимость прокладки.
  • Увеличение загрузки железных дорог.
  • Высокие потери при транспортировке, наливе и сливе.
  • Необходимость устраивать наливно-сливные пункты и пункты зачистки вагонов.
  • В обратном направлении цистерны приходится везти пустыми.

Плюсы транспортировки по воздуху:

  • Очень высокая скорость.
  • Возможность доставлять нефть в труднодоступную местность.
  • Низкая грузоподъёмность воздушного транспорта.
  • Зависимость от погодных условий.
  • Стоимость транспортировки нефти этим способом слишком высока, чтобы применять его постоянно.

Химические добавки для транспортировки нефти

При доставке нефти применяются химические добавки, помогающие повысить её текучесть при низких температурах, снизить количество парафиновых отложений и коррозионное воздействие на металлические поверхности.

Выделяют следующие основные виды добавок:

  1. Депрессорные присадки повышают степень текучести нефти, благодаря чему облегчается её перекачка. В результате повышается пропускная способность нефтепроводов и снижается температура застывания нефти, что особенно важно для российских климатических условий. Играют свою роль депрессорные присадки и при транспортировке по железным дорогам: из-за большей текучести нефти с ними сокращается время простоя цистерн при сливании и потери в виде остатков, затраты на разогрев также снижаются.
  2. Противотурбулентные присадки снижают гидравлическое сопротивление и потери давления при перекачке, увеличивают скорость прохождения нефти по трубопроводу. На противодействие трению с ними затрачивается в среднем на 70% меньше энергии. В результате возрастает пропускная способность трубопровода, появляется возможность уменьшить количество насосных станций, требуется меньше электроэнергии для работы оставшихся.
  3. Диспергаторы парафинов не дают нефти кристаллизироваться во время хранения.
  4. Ингибиторы коррозии и солеотложений защищают оборудование, препятствуя отложению солей и коррозии.

Компании, осуществляющие транспортировку нефти

Общая протяженность трубопроводной сети для транспортировки нефти и нефтепродуктов в России составляет более 94 000 км. Большая часть этой сети обслуживается «Транснефтью». Она контролирует перевозки 83% добываемой в РФ нефти, что делает её самой крупной нефтепроводной компанией планеты. Хоть и в гораздо меньших объёмах, транспортировка и переработка нефти ведётся крупными добывающими компаниями, как «Роснефть» и «Лукойл».

В остальном мире транспортировкой нефти нередко занимаются те же компании, что и её добычей. Крупные корпорации часто владеют нефтепроводами или долями в них. Например, бразильская Petrobras не только занимается добычей, но и осуществляет транспортировку нефти: она владеет нефтепроводами общей протяженностью в 7 518 км – в этом отношении её положение можно сравнить с «Транснефтью» в России. Кроме того, Petrobras владеет танкерами и нефтяными терминалами для транспортировки по морю.

В сфере морских перевозок нефти тоже есть свои лидеры. Например, корпорация Teekay владеет примерно 200 танкерами для перевозки нефти и газа, среди других крупных перевозчиков можно выделить Frontline Ltd, Nordic American Tanker, DHT Holdings и другие.

Заключение

Нефтяная промышленность продолжает развиваться, так что добыча и транспортировка нефти ведутся всё более прогрессивными способами, позволяющими снизить издержки и вред окружающей среде.

Функционирует сложная система, обеспечивающая доставку конечному потребителю даже в труднодоступные местности. Для этого, наряду с такими способами, как транспортировка по нефтепроводам, железным дорогам, водоёмам, используется также доставка автотранспортом по обычным дорогам, и воздушным транспортом.

Источник

Оцените статью