- Зачем Банку России банковский надзор
- Защищать не значит запрещать
- Тема 15. Коммерческий банк как объект банковского регулирования
- Оглавление
- 15.1. Необходимость и задачи банковского регулирования
- Вопросы для самопроверки С чем связана необходимость создания особой системы банковского регулирования? Каковы цели и задачи банковского регулирования? Какие элементы включает в себя банковское регулирование? Как организован надзор за банками в различных странах, в каких формах и какими методами он осуществляется? В чем состоит назначение системы страхования депозитов? Какую роль играет выполнение центральными банками функции кредитора последней инстанции для обеспечения стабильного функционирования банковских систем? Охарактеризуйте тенденции развития банковского регулирования в развитых рыночных странах.
- 15.2. Организация банковского регулирования в Российской Федерации
- Вопросы для самопроверки Какая организация в России отвечает за организацию банковского регулирования и надзора? Какими полномочиями обладает орган банковского регулирования и надзора в Российской Федерации? Какие задачи в сфере банковского регулирования поставлены перед Банком России на среднесрочную перспективу? В чем отличие дистанционного надзора от инспекционных проверок на местах? Какие задачи они решают и как взаимодействуют? В каких случаях к банкам могут быть применены меры воздействия? Чем определяется характер принимаемых мер?
- 15.3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование деятельности банков
- Вопросы для самопроверки
- 15.4. Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению
Зачем Банку России банковский надзор
Статус Банка России как банковского регулятора, а с недавних пор и мегарегулятора сегодня представляется незыблемым. Последний раз публичная дискуссия о целесообразности выделения функций банковского надзора из ЦБ вспыхнула в 2007 г. по инициативе депутатов Госдумы и отдельных представителей банковского сообщества, но вызвала резкое неприятие главного банка страны и была довольно быстро свернута.
Но безальтернативно ли нынешнее положение дел?
Вопреки бытующим у нас представлениям о неразрывной связи центробанков и банковского регулирования, исторически последнее было введено намного позже появления коммерческих и даже центральных банков. Многие из них приобрели широкие полномочия в области банковского регулирования лишь к середине XX в., часто с целью мониторинга кредитных рисков собственных заемщиков. И хотя почти две трети центробанков мира сегодня вовлечены в банковский надзор, ряд ведущих их представителей (ФРС США, Европейский ЦБ, Банк Японии, Банк Швеции и Резервный банк Австралии), как минимум, не являются эксклюзивными банковскими регуляторами, а некоторые вообще никогда регулированием не занимались.
Финансовая либерализация на рубеже ХХ и ХХI вв. сопровождалась снятием с центральных (национальных) банков надзорно-регуляторных функций. Так, с 2000 по 2016 г. доля независимых от центробанков мегарегуляторов (реализующих в том числе и банковский надзор) выросла с 10 до 29%. Однако после глобального финансового кризиса 2007–2009 гг. обозначился перелом тенденции. Так, в Великобритании после неудачной реформы регулирования банковский надзор вновь был делегирован специальному институту (Prudential Regulation Authority, PRA), образованному в структуре Банка Англии. Возврат центробанку банковского регулирования произошел и в Бельгии.
Защищать не значит запрещать
Выделяют несколько причин делегирования ЦБ функции банковского регулирования. Во-первых, надзорная информация бывает полезна центробанку для мониторинга системных рисков, отслеживания финансового состояния банков – участников платежной системы и оперативного анализа эффектов денежно-кредитной политики. Во-вторых, независимый ЦБ способен противостоять политическому давлению, часто оказываемому на регулятора. В-третьих, он имеет возможность обеспечивать финансирование регуляторной деятельности и достойную оплату сотрудников надзора.
Но несомненные недостатки такого «совместительства» тоже существуют. Во-первых, центробанк может привносить в рыночное монетарное регулирование свойственные надзорным процедурам элементы административного принуждения. Во-вторых, компрометация в результате надзорных неудач часто сказывается и на репутации в отношении реализации других функций ЦБ. В-третьих, тесные отношения регулятора и поднадзорных банков могут порождать у последних в кризисной ситуации иллюзию гарантированной поддержки кредитора последней инстанции и соответствующие факторы рыночной неопределенности. Наконец, концентрация властных полномочий в невыборном органе всегда повышает риски бюрократических сбоев и злоупотреблений.
Эффективность функционирования банковского надзора Банка России в последние годы, очевидно, далека от идеала. Масштабы очистки банковского сектора от слабых и недобросовестных игроков свидетельствуют, что качественного мониторинга финансового состояния значительного числа российских коммерческих банков долгое время обеспечено не было. Активы банков с утвержденными планами предупреждения банкротства с участием Банка России или АСВ на начало 2019 г. составили почти 10 трлн руб., или 10,6% от суммарных банковских активов. Всего с 2017 г. Банк России потратил 2,3 трлн руб. на санацию банков (есть и более крупные оценки – до 3 трлн руб.), включая 800 млрд руб. на их капитализацию. Схожее происхождение имеет кредит Банка России АСВ для поддержания устойчивости системы страхования вкладов и финансирования выплат возмещений в сумме почти 2 трлн руб.
Таким образом, по линии исправления надзорных ошибок в экономику вливается на порядок больше средств, чем через традиционное рефинансирование (требования Банка России к кредитным организациям по всем видам операций на конец октября составляют всего 223 млрд руб.), компрометируя тем самым инструментарий монетарной политики.
Несомненно, баланс плюсов и минусов совмещения Банком России денежно-кредитных и регуляторных функций сейчас трансформируется в силу применения режима таргетирования инфляции и свободного плавания рубля, организационного оформления контура макропруденциальной политики, а также в результате перехода значительной части банковского сектора под непосредственный контроль ЦБ как собственника. Поскольку перспективы приватизации этих кредитных организаций представляются туманными, у ЦБ формируется долгосрочный конфликт интересов. Это серьезный минус для регулятора, поскольку принимаемые им решения будут неизбежно рассматриваться на рынке через призму возможного предоставления преференций контролируемым банкам.
Как ни странно, основные теоретические доводы в пользу совмещения денежно-кредитных и регуляторных полномочий (плюсы внутреннего информационного обмена ЦБ, а также близость микро- и макропруденциальных политик) в России почти не звучат, зато активно подчеркивается безальтернативность эмиссионного финансирования (по-видимому, именно этот аргумент стал решающим при выборе площадки для мегарегулятора). Но очевидно, что простота и тем более бесплатность «интернализации» Банком России издержек банковского надзора и его огрехов иллюзорна. Избыточная эмиссия оплачивается всем обществом – только в скрытой форме, и тот факт, что никто не несет ответственности за надзорные провалы, тесно связан с неявным, «учетным» характером потерь в санируемых банках.
Затыкание дыр банковских балансов со временем обходится все дороже, рано или поздно неизбежно прямое вовлечение средств налогоплательщиков, поэтому на повестке дня должны стоять разработка и внедрение механизмов подотчетности центробанков за пределами сферы денежно-кредитной политики. Даже частичное покрытие постоянно растущих расходов на банковские санации (вместо смешения их с прочими финансовыми результатами функционирования ЦБ) из бюджетных источников могло бы привнести в регуляторную деятельность необходимые элементы контроля и ответственности. А частичное финансирование органов надзора за счет взносов, устанавливаемых пропорционально размеру поднадзорных организаций (именно так, несмотря на доступность эмиссионного источника, обеспечивается деятельность британского PRA), могло бы смягчить «регрессию» регуляторных издержек финансового бизнеса без опасений «захвата» регулятора.
Банк России не одинок в восприятии банковского регулирования как неотъемлемой части своего мандата – такой же позиции придерживаются многие ЦБ, исторически занимавшиеся надзором. Однако по мере изменения финансово-экономической ситуации и роли центробанков смещается и фокус восприятия этого вопроса учеными и регуляторами. Так, Бундесбанк, который в 2001 г. активно сопротивлялся переводу надзорной функции в германский мегарегулятор Bafin, добился совместного ее осуществления, но в итоге в 2009 г. выступил против возврата себе полномочий по принятию надзорных решений из-за опасений за свою независимость.
Несмотря на все принимаемые меры, ситуация в российском банковском секторе все еще далека от благоприятной: доля проблемных кредитов остается устойчиво высокой, что, по мнению экспертов рейтингового агентства S&P, объясняется в первую очередь качеством банковского надзора. Так что, хотя в последнее время однозначно доминирует тенденция концентрации регуляторных полномочий в Банке России, дискуссия о целесообразности их совмещения с денежно-кредитными и другими функциями ЦБ могла бы быть полезной.
Автор — директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ имени Ломоносова
Это газетная версия статьи Олега Буклемишева и Дмитрия Ватолина, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», № 10, 2019
Источник
Тема 15. Коммерческий банк как объект банковского регулирования
Цель — объяснить назначение системы банковского регулирования, охарактеризовать ее основные элементы и особенности организации в Российской Федерации.
Основные задачи:
- Раскрыть причины, обусловившие формирование во всех странах особой системы банковского регулирования и надзора.
- Показать, какие задачи решает система банковского регулирования и надзора.
- Охарактеризовать элементы банковского регулирование и выявить их роль в обеспечении стабильности банковской системы.
- Показать, как организован банковский надзор в страх с рыночной экономикой, и какими методами он осуществляется.
- Раскрыть значение систем страхования и гарантирования банковских вкладов для стабильного функционирования банковских систем.
- Выделить особенности организации банковского регулирования в Российской Федерации.
- Выяснить, какие полномочия предоставлены Банку России для проведения банковского регулирования.
Оглавление
15.1. Необходимость и задачи банковского регулирования
Как было показано в предыдущих темах, банки играют важную роль в обеспечении функционирования рыночной экономики: осуществляют посредничество в платежах, в кредитовании и инвестировании, они стимулируют трансформацию сбережений в инвестиции. При посредничестве в кредитовании банки привлекают большое количество мелких вкладов и на их основе выдают более крупные кредиты, они выравнивают противоположные интересы вкладчиков и заемщиков в отношении сроков привлечения и размещения. Принимая на себя кредитные, рыночные риски и риски ликвидности, банки сокращают эти риски у вкладчиков, что стимулирует сбережения и их последующее инвестирование. Банки выполняют исключительно важную роль при создании «банковских денег» (безналичных платежных средств) в процессе депозитно-ссудной эмиссии.
Но удовлетворительно выполнять свои функции и играть активную роль в развитии экономики банки могут лишь при наличии доверия к ним со стороны клиентов, вкладчиков и инвесторов. Если из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности банки не выполняют своевременно свои обязательства, население и рыночные субъекты теряют доверие к ним. При потере доверия к банкам их частные финансовые проблемы могут перерасти в острый банковский кризис.
Банковские проблемы могут иметь как внешние (общая макроэкономическая нестабильность, низкая рентабельность производственного сектора, жесткая валютная политика и др.), так и внутренние причины (плохое управление, отсутствие четких норм и стандартов кредитования, низкая квалификация персонала). Поскольку все банки тесно связаны между собой через межбанковский рынок и систему межбанковских расчетов, проблемы одного банка провоцируют возникновение проблем в других связанных с ним банках. При распространении проблем в банковском секторе происходит подрыв доверия клиентов к банкам. Потеря доверия приводит к изъятию вкладчиками своих вкладов из банков, что оборачивается острым кризисом ликвидности, который приобретает системный характер.
Если решение проблем банковской ликвидности затягивается и они затрагивают значительную часть банков страны, возникает банковский кризис, который влечет за собой серьезные макроэкономические издержки. Одним из наиболее серьезных макроэкономических последствий банковских кризисов считается неэффективное размещение сбережений и капиталов в экономике. Известно, что в рыночной экономике капиталы и сбережения должны распределяться в соответствии с иерархией их относительной ставки доходности. Чем эффективнее банковская система, тем лучше она распределяет капиталы по относительной ставке доходности. Проблемы в банковской системе нарушают иерархию распределения капиталов, в результате происходит снижение макроэкономической эффективности размещения сбережений.
Результатом банковских кризисов становится возрастание стоимости посредничества, повышение уровня процентных ставок и процентной маржи. Проблемы банков затрудняют нормальное проведение в жизнь денежно-кредитной политики Центрального банка, вынуждают его активно вмешиваться в работу межбанковского и других секторов финансового рынка, требуют увеличения финансирования коммерческих банков и правительства. При неудовлетворительной работе национального банковского сектора увеличивается спрос на услуги иностранных банков и использование иностранных валют.
Учитывая те важные функции, которые выполняют банки в рыночной экономике, и тяжелые макроэкономические и социальные последствия банковских кризисов, во всех странах с рыночной экономикой постепенно сложилась особая система мер, направленных на сохранение доверия к банкам и предотвращение разрастания их финансовых проблем до размеров системного банковского кризиса.
Значение сохранения доверия к банкам обусловлено следующими обстоятельствами, которые и способствовали формированию системы банковского регулирования в странах, где существуют банковские структуры рыночного типа.
1. Банки, создавая деньги, управляют платежным механизмом страны. Платежный механизм имеет природу общественного блага (подобно, например, судебной системе), поэтому он должен функционировать без малейшего сбоя. Платежным механизмом как общественным благом пользуется все общество, но производит его совокупность частных банков. Банкротства одного из них может быть достаточно для разрушения всего платежного механизма, поскольку все банки тесно связаны между собой через системы межбанковских отношений. Гарантированная защита этого механизма не может быть обеспечена самими банками, поэтому возникает необходимость применения на государственном уровне особых мер, обеспечивающих бесперебойность проведении платежей невзирая на появление финансовых проблем у отдельных банков.
2. Банковские проблемы неизбежно приводят к снижению экономического роста и потере экономической эффективности. Несвоевременное выполнение банками своих обязательств вследствие недостаточной ликвидности и неплатежеспособности чревато финансовыми потерями для их клиентов, у которых сокращаются доходы и снижается стоимость активов. Снижение доходов рыночных субъектов повышает риски неплатежей по всем ссудам и вызывает проблемы платежеспособности даже здоровых банков. По мере того, как ликвидируются старые, неплатежеспособные банки, их клиенты сталкиваются с трудностями в получении новых кредитов, что еще более усугубляет проблему неплатежей. В результате происходит сокращение как предложения, так и спроса на товары и услуги и снижение доходов реального сектора. Чтобы не подвергать высоким рискам свои капиталы и сбережения, клиенты банков предпочитают вкладывать их в недвижимость или в иностранные активы. Это увеличивает издержки банков на привлечение ресурсов и усугубляет их проблемы.
Поскольку банковские кризисы влекут за собой такие отрицательные последствия для национальной экономики, как снижение эффективности, спад производства, социальная напряженность и др., то государство, предоставившее частным банкам право распоряжаться огромными суммами привлеченных капиталов, должно обеспечить защиту интересов вкладчиков и кредиторов банковской системы, а также интересов национальной экономики в целом.
3. Предоставляя кредиты, банки получают и накапливают большой объем экономической информации, которая служит основой для перераспределения капиталов в экономике. Но накопленная в банке информация является частной собственностью и при банкротстве разрушается. Другие банки не могут ею воспользоваться и, следовательно, либо не будут кредитовать клиентов обанкротившегося банка, либо будут кредитовать в условиях недостатка информации. Необходимость защиты и сохранения накопленной банками информации также требует государственного регулирования банковской деятельности.
4. Стабильность банковской системы и кредитного рынка определяются не только сбалансированностью спроса и предложения, уровнем процентной ставки, но зависит от многих внешних факторов (факторов экстернальности): репутации банка, добросовестного поведения клиентов, информации о реальной кредитоспособности заемщиков и др. Поэтому банковская система не может регулироваться, основываясь исключительно на законах конкуренции. Необходимо государственное вмешательство в функционирование банковской системы для защиты ее от неблагоприятного воздействия внешних факторов.
Во всех рыночных странах банковское дело является одним из наиболее регулируемых видов предпринимательской деятельности в силу особого положения банков в экономике и их повышенной финансовой уязвимости. Для обеспечения стабильности банков применяется особая система регулирующих мер, называемая банковским регулированием, которой нет в других отраслях экономики: промышленности, торговле, сельском хозяйстве. Существуют специальные механизмы, предотвращающие распространение проблем отдельных банков на всю банковскую систему и осуществляющие их купирование на ранних стадиях возникновения.
Банковское регулирование представляет собой комплекс взаимосвязанных мер государственного регулирования, направленных на поддержание стабильности и устойчивости национальной банковской системы, обеспечение эффективного функционирования денежного рынка и платежной системы, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Банковское регулирование не может полностью устранить вероятность банкротства банков, но оно снижает совокупные риски банковской деятельности и системные риски, когда банкротство одного или нескольких банков из-за недостаточной ликвидности или неплатежеспособности ведет к национальному банковскому кризису. Проведение государством мер, направленных на обеспечение стабильности банков в стране, отвечает интересам всего общества и рассматривается как необходимое условие устойчивого функционирования рыночных отношений.
Цель банковского регулирования — обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы. Текущие задачи банковского регулирования и его организация в каждой стране зависят от уровня экономического развития, национальных особенностей, политической и экономической ситуации. Задачами банковского регулирования являются:
создание благоприятных условий для мобилизации сбережений и развития частного бизнеса;
обеспечение добросовестной конкуренции на рынке банковских услуг и в целом на финансовом рынке, борьба с проявлением монополизма;
поддержание устойчивого функционирования национальных платежных систем;
обеспечение эффективного механизма передачи экономике импульсов денежно-кредитной политики Центрального банка (каналов денежной трансмиссии);
противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — эта задача стала особо актуальной для всех стран в последние десятилетия.
Фундамент банковского регулирования образует банковское законодательство. Действующие в стране банковские законы определяют юридическую и техническую организацию банковских систем. На законодательном уровне закрепляется эталонная модель банковской системы (универсальная или специализированная), требования к различным видам кредитных организаций (единообразные или дифференцированные), а также механизм гарантирования депозитов. Сбалансированное банковское законодательство, отражающее исторические особенности формирования национальной банковской системы и учитывающее нормы регулирования других сегментов финансового рынка страны, является существенным фактором предупреждения системного риска.
Банковское законодательство и разработанные на его основе нормативные акты во многом определяют и экономическую структуру национальной банковской системы, под которой подразумевается степень концентрации банковского капитала и способ осуществления конкуренции между банками. Высокая степень концентрации, выражающаяся в господстве крупных банковских групп, рассматривается как фактор, уменьшающий системный риск. Однако если этот риск все-таки возникает, то последствия его в высокомонополизированной банковской системе будут значительно тяжелее, чем в системе, состоящей из большого количества мелких и средних банков. Способ осуществления конкуренции зависит, с одной стороны, от проводимой денежно-кредитной политики, в частности от наличия и строгости количественных ограничений, а с другой — от действия факторов неэкономического характера, влияющих на конкурентные позиции отдельных банков на рынке. Отказ от количественных ограничений в большинстве развитых стран привел на определенном этапе к усилению ценовой конкуренции между банками, что оказалось опасным для стабильности банковской системы. На характер и интенсивность банковской конкуренции влияют степень и формы государственного участия в банковской системе: наличие государственных банков, банков с долей государственного участия, предоставление государственных инвестиций через банковскую систему и т.п.
В институциональном плане банковское регулирование включает в себя банковский надзор, систему страхования (гарантирования) депозитов и выполнение центральным банком функции кредитора последней инстанции.
Банковский надзор занимает центральное место в системе банковского регулирования. Цель банковского надзора заключается в своевременном выявлении и оперативном реагировании на возникающие проблемы в банковском секторе и предотвращении развития системного банковского кризиса.
В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора, которые отличаются способами организационного построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах. В некоторых странах (таких сейчас меньшинство) надзорная деятельность осуществляется исключительно центральным банком, в других странах (их тоже немного) центральные банки практически не участвуют в осуществлении надзора за банками, надзорная деятельность в них сосредоточена в руках других государственных органов, например Министерства финансов. В большинстве стран надзор за банками проводится центральным банком совместно с другими органами. Например, в США — Федеральной резервной системой совместно с Казначейством (через контролера денежного обращения) и независимым агентством — Федеральной корпорацией страхования депозитов; в Швейцарии — Центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией; во Франции — Банком Франции совместно с Банковской комиссией, Комитетом кредитных институтов и Комитетом банковских правил; в Германии — Бундесбанком совместно с Федеральным ведомством по контролю кредитной деятельности. Во многих странах надзорные органы в процессе банковского надзора тесно сотрудничают с частными аудиторскими фирмами.
Интеграционные процессы на финансовых рынках, превращение банков в «финансовые супермаркеты», активно вторгающиеся в различные сферы финансового рынка — страхование, пенсионные накопления, инвестирование в ценные бумаги — приводят к выведению функций надзора из компетенций центральных банков и их сосредоточению в специально создаваемых органах, которые осуществляют надзор не только за банками, но и за другими участниками финансового рынка.
Банковский надзор включает в себя:
- Допуск на рынок, который предполагает выдачу особых разрешений, чартеров, лицензий на право заниматься банковской и иной посреднической деятельностью на финансовом рынке.
- Текущий надзор за соблюдением установленных пруденциальных норм, правил совершения банковских операций и стандартов банковской деятельности.
- Выявление проблемных банков и работа с банками, испытывающими финансовые трудности.
Основными формами банковского надзора являются дистанционный надзор, который предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности, и инспекционные проверки на местах. При проведении надзора используется документарные методы (изучение первичных документов, внутренних регламентов, финансовой отчетности, специальной отчетности, установленной надзорными органами) и контактные методы, так называемые пруденциальные интервью — беседы с руководством, работниками и клиентами банков.
Дистанционный надзор в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору предполагает наличие у надзорного органа эффективных информацион?ных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и пруденциальных требований. Мониторинг, проводимый надзорными органами, нацелен на выявление на ранних стадиях негативных тенденций в деятельности банков и принятие мер надзорного реагирования по их устранению. Дистанционный надзор опирается, главным образом, на документарные методы, использует отчетность банков, информацию надзорного органа. Одно из главных ограничений дистанционного надзора в том, что он основывается на отчетных данных и сведениях, передаваемых самими банками. Поэтому с возрастанием серьезности проблем банка снижается вероятность получения от него адекватной и полной информации о действительной ситуации.
Инспекционные проверки на местах позволяют проверить степень достоверности передаваемой информации, получить наиболее полное представление об операциях банка, его положении, провести качественный анализ кредитного портфеля, оценить деятельность руководства и качество систем управления рисками в банках. При проведении инспекционных проверок изучается первичная документация, текущая отчетность, для оценки качества систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления широко используются пруденциальные интервью.
Соотношение этих двух методов надзора и их организационные формы в разных странах отличаются большим разнообразием. Разнообразны и формы взаимодействия надзорных органов с внешними аудиторами, их полномочия по реорганизации банков, введению внешнего управления, замене руководителей и т. п.
Например, в Германии плановые регулярные инспекции банков, как правило, не проводятся, но Федеральное ведомство по контролю кредитной деятельности требуют от них предоставления финансовых отчетов, заверенных независимыми аудиторскими фирмами. Немецкие банки обязаны представлять надзорным органам ежемесячно баланс и статистический отчет, сведения о минимальных обязательных резервах, отчет об обязательствах банка по открытым кредитам и использованию кредитных линий и ежеквартально — отчеты о ссудах нефинансовым компаниям, о заемщиках по крупным кредитам, годовые балансы. Банковская комиссия Франции проводит как дистанционный надзор, так и инспекционные проверки на местах. Интересно отметить, что предметом надзора является не только финансовое положение банка и системы риск-менеджмента, но и соблюдение служащими банков профессиональной этики. В Бельгии проверка банков осуществляется фактически непрерывно специальными инспекторами, закрепленными за каждым банком.
Органы банковского надзора большинства стран работают в непосредственном контакте с частными аудиторскими фирмами, во многом полагаясь на их оценку, что существенно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора. Внешние аудиторы удостоверяют годовую отчетность, присылаемую банками в надзорные органы. В некоторых странах (как, например, в Великобритании) внешние аудиторы могут, а в других (как, например, в Нидерландах, Франции) просто обязаны немедленно информировать органы надзора о выявленных признаках вероятной неплатежеспособности или неликвидности банка или о своем отказе по каким-либо причинам заверить его отчетность. Во многих странах регулярно проходят совещания представителей надзорных органов с независимыми частными аудиторами, осуществляющими аудит отчетности коммерческих банков.
Надзорные органы во всех странах наделены серьезными полномочиями для осуществления контроля за выполнением банками требований по устранению выявленных ими недостатков и для применения мер надзорного реагирования при критическом состоянии банка. Диапазон мер воздействия определяется законодательством и зависит от заключения органов надзора о состоянии дел в банке. Во всех странах он достаточно широк и включает как мягкие предупредительные меры (письменное соглашение между надзорными органами и банком о преодолении выявленных проблем, гарантийное письмо банка контролирующему органу с признанием конкретных изъянов в своей деятельности и указанием путей их устранения), так и более жесткие меры принудительного характера (распоряжение об устранении недостатков, штрафные санкции, приказ о снятии с должности руководителей, передача банка под опеку, организация слияния или поглощения, лишение лицензии на проведение банковских операций и ликвидация банка).
К ликвидации банков прибегают только как к крайней мере, поскольку в подобном случае могут сильно пострадать вкладчики. Для того чтобы в какой-то степени защитить их интересы, во многих странах введено страхование банковских депозитов, являющееся одной из важных форм обеспечения стабильности банковской системы и необходимым элементом банковского регулирования.
Банковский надзор дополняется системой страхования (гарантирования) депозитов.
Страхование депозитов имеет своей целью поддержание доверия к банкам путем недопущения паники вкладчиков. Частным вкладчикам трудно достоверно оценить платежеспособность отдельного банка. Они лишены возможности участвовать в контроле деятельности банков, которым доверяют свои сбережения. Поэтому частные вкладчики подвержены панике, при любых, даже незначительных, сомнениях в надежности банка они стремятся изъять деньги с банковских счетов. Паника вкладчиков заразительна, реальные проблемы одного или группы банков быстро вызывают реакцию недоверия у всех вкладчиков, они изымают депозиты не только из проблемных, но и из финансово устойчивых банков, чем провоцируют кризис ликвидности. Страхование вкладов призвано защитить интересы вкладчиков банка, предупредить панику и не допустить ее распространения на всю банковскую систему. Защита банковских вкладчиков не является просто защитой потребителя, она представляет собой неотъемлемый элемент банковского регулирования, создающий условия для поддержания стабильности банковской системы.
Страхование вкладов является институциональной практикой, оно осуществляется специальными институтами. Страхование может быть обязательным или факультативным, система страхования может находиться в руках государства, но может быть и частной, при этом частная система страхования вкладов может дополнять государственную. Государственное страхование может носить договорной характер или быть имплицитным (неявным). В последнем случае, как правило, говорят не о системе страхования, а о системе гарантирования вкладов.
Основные параметры страхования варьируются в зависимости от избранной системы. Например, страховые взносы могут быть фиксированными (в процентах от суммы застрахованных вкладов) либо дифференцироваться в зависимости от степени надежности банка. Несмотря на то, что первый способ менее эффективен, поскольку при фиксированных взносах надежные банки, по существу, покрывают убытки, допущенные проблемными банками, он получил наибольшее распространение в силу простоты и прозрачности. Максимальная сумма застрахованного депозита устанавливается различными способами: в твердых суммах, в процентах к капиталу банка, в привязке к доле возмещения и др. В любой стране она ограничена, но разброс максимальной застрахованной суммы довольно широк. Доля возмещения вклада при банкротстве банка может быть единой, либо зависеть от размера вклада. Размеры страхового возмещения и способы их расчета периодически пересматриваются таким образом, чтобы заинтересовать вкладчиков в выборе наиболее надежного банка и стимулировать развитие конкуренции на банковском рынке. Сроки и механизм выплаты страхового возмещения также отличаются большим разнообразием.
При любых подходах к построению систем страхования банковских вкладов они предусматривают применение профилактических мер к банкам, проводящим необоснованно рискованную политику, создающим угрозу интересам вкладчиков. Организации, управляющие системой страхования, наделяются определенными полномочиями по контролю операций и рисков, принимаемых коммерческими банками.
Обеспечению стабильности банковских систем и бесперебойному функционированию платежных систем служит выполнение центральными банками функции кредитора последней инстанции.
Как кредитор последней инстанции Центральный банк нейтрализует проблемы ликвидности, возникающие у банков. Если банк не в состоянии получить в достаточном объеме кредиты на межбанковском рынке, он прибегает к кредитам Центрального банка, которые последний предоставляет по повышенным ставкам, сигнализируя при этом о необходимости усиления надзора за банком, испытывающим проблемы ликвидности. Центральные банки большинства западных стран исходят из того, что для кредитования банков в кризисной ситуации нельзя установить верхнюю планку, и поэтому предоставляют национальным банкам достаточно крупные суммы кредитов для поддержания их краткосрочной ликвидности.
В период финансовой нестабильности центральные банки вынуждены компенсировать банкам в краткосрочном периоде отток депозитов, порожденный подрывом доверия к национальной банковской системе. Отказ от предоставления дополнительной ликвидности приведет к развитию системного банковского кризиса, а попытки ограничить или запретить изъятие депозитов из банков еще больше подорвут доверие к ним и породят дополнительные проблемы, которые могут носить затяжной характер. Вместе с тем желание Центрального банка помочь коммерческим банкам путем предоставления краткосрочных кредитов для выравнивания ликвидности может повлиять на проводимую Центральным банком денежную политику.
Не следует забывать, что даже в период кризиса банковской системы главной целью денежно-кредитной политики Центрального банка остается сокращение темпов инфляции. Отказ от этой цели и расширение денежного предложения лишь временно камуфлирует финансовые проблемы банков. В условиях инфляции платежеспособность банков повышается вследствие снижения реальной величины их обязательств и стоимости проблемных активов. Но поскольку при этом уменьшается и реальная стоимость «хороших» активов, а спрос на новые кредиты возрастает, то улучшение платежеспособности может иметь лишь временный характер. Инфляция порождает финансовую нестабильность, снижая тем самым жизнеспособность и эффективность реальной экономики и, следовательно, основных клиентов банка, что в конечном счете приводит к возникновению у них дополнительных финансовых проблем.
Таким образом, роль Центрального банка как кредитора последней инстанции в обеспечении стабильности банковской системы внутренне противоречива. С одной стороны, предоставление банкам, оказавшимся в проблемной ситуации краткосрочной ликвидности, обеспечивает сохранение к ним (а косвенно и к другим банкам) доверия вкладчиков. С другой стороны, расширение кредитования банков, частично или полностью утративших платежеспособность, лишь временно скрывает их проблемы, давая возможность терпеть новые убытки. Поэтому проблемным банкам центральные банки предоставляют свои кредиты либо под обеспечение, либо при наличии правительственной гарантии.
Тенденции развития банковского регулирования следует рассматривать с учетом взаимосвязей, существующих между стабильностью банковской системы и ее эффективностью. Невозможно добиться максимальной стабильности системы при ее максимальной эффективности. Снижение регулирующего воздействия на банковскую систему означает ослабление ее стабильности и одновременно повышение эффективности.
Рис. 15.1. Тенденции развития банковского регулирования
Развитие и широкое распространение мер банковского регулирования обычно связывают с кризисом 30-х годов. Разработка и практическое претворение в жизнь комплекса регламентации банковской деятельности после 1930 г. привели к повышению стабильности банковских систем во всех странах, около 40 лет они не испытывали серьезных кризисов (Франция — более 35 лет, Япония — более 50 лет). До начала 80-х гг. не было крупных банкротств банков и биржевых кризисов. Однако эффективность банковских систем при этом оставалась низкой, способы финансирования устарели и не соответствовали новому уровню экономического развития. В то же время внутренние затраты банковских систем (так называемые банковские маржи) были очень высоки.
Для повышения эффективности банковских систем необходимо было усилить свободную конкуренцию между банками, а следовательно, ослабить регулирующее воздействие на них. Открытый и конкурентоспособный рынок капиталов демонстрирует всегда более высокую конкуренцию, чем рынок с высокой степенью государственного регулирования и количественными ограничениями для банков. В начале 80-х гг. были приняты меры, направленные на дерегулирование банковских систем во многих развитых странах: отменены «потолки» процентных ставок на многие виды банковских вкладов и кредитов, ликвидированы границы, разделявшие различные виды банковской деятельности. Банки получили возможность проводить более широкий круг операций в области сбережений, жилищного кредитования, операций с ценными бумагами. Были также изменены механизмы денежной политики, произошел отказ от количественных ограничений и установления лимитов кредитования, основным инструментом регулирования стали операции на открытом рынке. Большинство стран отказались от использования валютных ограничений, в результате чего возросло международное движение капитала и усилилась конкуренция на международном рынке. Распространение инструментов прямого финансирования, которые до середины 80-х гг. оставались преимуществом американской экономики, — коммерческих бумаг, депозитных сертификатов, новых видов облигаций, свободно обращающихся казначейских бон и т. п., привело к расширению рынка ценных бумаг и появлению реальной альтернативы банковскому кредиту.
В результате развития конкуренции эффективность банковских систем повысилась, клиенты банков получили доступ к разнообразным источникам финансирования. Маржа банков и уровень комиссионных снизились. В настоящее время довольно часто по кредитам крупным клиентам банки работают с нулевой маржей, получая доходы по консультационным и комиссионным операциям этим клиентам. Одновременно с ростом эффективности снизилась стабильность банковских систем. По странам прокатилась волна банковских кризисов и банкротств, что вызвало необходимость изменить подходы к организации банковского регулирования.
Европейские страны предприняли попытку применить единые правила регулирования банковской деятельности, разработанные под эгидой созданного в 1974 г. Базельского комитета по банковскому надзору (Базельский комитет). Свое название этот комитет получил по месту нахождения его постоянно действующего Секретариата — в Базеле (Швейцария). В состав Базельского комитета входят представители 12 развитых стран мира — Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии. Членами комитета являются высшие должностные лица центральных банков и других официальных надзорных органов стран. Комитет создан при непосредственном участии Банка международных расчетов, однако его структурным подразделением не является и функционирует автономно.
В 1997 г. Комитет банковского надзора опубликовал документ «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», в котором отражены современные подходы к банковскому регулированию и надзору в части управления банковскими рисками. Этот документ включает 25 базовых принципов, которые объединены в шесть групп:
лицензирование и структура собственности;
пруденциальное регулирование и пруденциальные требования;
методы текущего банковского надзора;
требования к информации;
полномочия надзорных органов;
трансграничная банковская деятельность.
В 1999 г. было опубликовано дополнение к этим принципам — Методология основных принципов, которое раскрывает критерии соответствия каждому из 25 принципов и служит для оценки национальных органов надзора, для выявления уязвимых мест в системе банковского регулирования в отдельной стране.
В Российской Федерации система банковского регулирования и надзора строится в соответствии с этими принципами и другими требованиями Базельского комитета по банковскому надзору.
Вопросы для самопроверки - С чем связана необходимость создания особой системы банковского регулирования?
- Каковы цели и задачи банковского регулирования?
- Какие элементы включает в себя банковское регулирование?
- Как организован надзор за банками в различных странах, в каких формах и какими методами он осуществляется?
- В чем состоит назначение системы страхования депозитов?
- Какую роль играет выполнение центральными банками функции кредитора последней инстанции для обеспечения стабильного функционирования банковских систем?
- Охарактеризуйте тенденции развития банковского регулирования в развитых рыночных странах.
15.2. Организация банковского регулирования в Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк может осуществлять надзорные и регулирующие функции как непосредственно сам, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. В настоящее время такой орган в Российской Федерации не создан, а надзором и регулированием банковской деятельности занимаются особые департаменты Банка России: Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций, Департамент банковского регулирования и надзора, а также Главная инспекция кредитных организаций. В регионах надзорные функции возложены непосредственно на Главные территориальные управления (Национальные банки республик в составе Российской Федерации) Банка России. В декабре 1996 г . был создан Комитет банковского надзора Банка России. Это коллегиальный орган, деятельность которого направлена на выработку рекомендаций и мер по реализации политики Банка России в сфере регулирования и надзора кредитных организаций.
В Российской Федерации широкая сфера финансовой деятельности, в которой участвуют банки, не попадает под регулирующее воздействие Банка России. Это относится, в частности, к рынку ценных бумаг, к сфере международных расчетов и др. Поэтому Банк России, осуществляя функцию банковского регулирования и надзора, координирует свои усилия с другими государственными органами — с Министерством финансов, Федеральной службой по финансовым рынкам, с Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой по налогам и сборам и др. Для обеспечения благоприятных условий развития банковской конкуренции Банк России совместно с Федеральной антимонопольной службой контролирует соблюдение антимонопольных правил на банковском рынке и предотвращает проявления монополизма и сговора между банками.
Главная цель банковского регулирования и надзора действующим в Российской Федерации законодательством определяется как поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков.
Для реализации своих функций в сфере банковского регулирования и решения поставленных перед ним задач по развитию банковской системы Банк России наделен правами нормотворческой деятельности, в силу чего он может издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Издаваемые Банком России нормативные акты характеризуются следующими чертами:
- они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;
- они не могут противоречить федеральным законам;
- они не имеют обратной силы;
- все акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств;
- они могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. В необходимых случаях эти акты в полном объеме направляются во все зарегистрированные кредитные организации почтовой или иной связью.
Банк России наделен также широкими полномочиями по анализу и контролю финансового состояния банков, их отдельных операций и деятельности в целом. В частности, Банку России предоставлены следующие права:
а) запрашивать и получать необходимую информацию:
- у кредитных организаций о их деятельности, требуя при этом разъяснений по полученной информации;
- у федеральных органов исполнительной власти — для подготовки банковской и финансовой статистики, для анализа экономической ситуации;
- о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 % долей (акций) данной кредитной организации;
б) предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;
в) контролировать распределение пакетов акций кредитных организаций. Если юридическое или физическое лицо, либо группа лиц, которые связаны между собой соглашением, являются зависимыми или дочерними, приобретают более 5 % акций кредитной организации, они должны уведомить об этом Банк России, а если они приобретают более 20 % акций — получить его предварительное согласие. Банк России имеет право не дать согласия, если будет установлено неудовлетворительное финансовое положение приобретателей;
г) проводить проверки кредитных организаций и их филиалов с целью контроля за выполнением федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России;
д) направлять кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям;
е) осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
При реализации своих полномочий в области контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России не должен вмешиваться в их оперативную деятельность, он не вправе требовать от них и выполнения несвойственных им функций.
В процессе проведения текущего надзора Банк России использует обе его формы: дистанционный надзор и инспекционные проверки на местах. В рамках дистанционного надзора Банком России создана система мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций и выявления на ранних стадиях проблем, возникающих у отдельных банков. Эта система включает в себя: разработку пруденциальных норм и требований; диагностику финансового состояния банков и контроль выполнения пруденциальных требований на основании отчетности, передаваемой в Банк России.
Меры надзорного реагирования применяются к кредитным организациям на основании Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Закон обозначил конкретные ситуации, в которых Банк России как надзорный орган может применять те или иные меры воздействия. Так, меры воздействия могут быть применены, во-первых, при нарушении кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России; во-вторых, при непредставлении информации либо представлении неполной или недостоверной информации; в-третьих, в случае возникновении ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков) и стабильности банковской системы в целом. Реальным подтверждением возникновения подобных ситуаций является невыполнение кредитной организацией установленных пруденциальных норм.
Основной задачей, решаемой Банком России как надзорным органом при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях приведения ее в соответствие с нормами банковского законодательства и требованиями Банка России. На практике выделяют два типа мер воздействия: предупредительные и принудительные (см. Инструкцию Банка России от 31. 03. 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности»).
Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации и ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.
Вопросы для самопроверки - Какая организация в России отвечает за организацию банковского регулирования и надзора?
- Какими полномочиями обладает орган банковского регулирования и надзора в Российской Федерации?
- Какие задачи в сфере банковского регулирования поставлены перед Банком России на среднесрочную перспективу?
- В чем отличие дистанционного надзора от инспекционных проверок на местах? Какие задачи они решают и как взаимодействуют?
- В каких случаях к банкам могут быть применены меры воздействия? Чем определяется характер принимаемых мер?
15.3. Пруденциальные требования и пруденциальное регулирование деятельности банков
Согласно разработанным Базельским комитетом Основополагающим принципам эффективного банковского надзора органам банковского надзора принадлежит важная роль в выявлении, отслеживании и контроле банковских рисков. В целях контроля рисков они наделяются полномочиями по разработке и исполнению пруденциальных норм и правил, включая требования по достаточности собственного капитала, созданию резервов под возможные потери, по недопущению чрезмерной концентрации активов, по обеспечению ликвидности, управлению рисками и внутреннему контролю. Задача органов надзора состоит в том, чтобы ограничить риски, которые необоснованно принимают на себя банки. Но эти требования не должны предопределять решения руководства банка, их назначение состоит в том, чтобы установить минимальные пруденциальные стандарты, обеспечивающие надлежащее проведение банковских операций. Динамичное по своей природе банковское дело требует периодического пересмотра органами надзора установленных пруденциальных требований и оценки степени их соответствия реальной ситуации, а также разработки новых нормативов.
В Российской Федерации пруденциальные нормы и правила установлены инструкциями и положениями Банка России, такими как Инструкция № 110-И «Об обязательных нормативах банков», Положения № 215-П «О порядке расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», № 254-П «О порядке создания резервов на возможные потери по ссудам», № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях» и др. В нормативных документах Банка России нашли отражение разработанные Базельским комитетом базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью. Из 25 основных принципов 10 (с 6-го по 15-й) определяют пруденциальные требования.
Достаточность капитала. Основой пруденциального регулирования является установление требований по достаточности капитала и порядку расчета регулятивного капитала. Согласно шестому принципу эффективного банковского надзора органы банковского надзора должны определять соответствие требованиям по достаточности капитала для всех банков. Эти требования должны соответствовать уровню рисков, которые банк принимает на себя, а также определять конкретные составляющие капитала, принимая во внимание его способность покрывать возможные потери. Для банков, совершающих транснациональные операции, эти данные должны быть не ниже установленных Базельским соглашением по капиталу и поправками к нему.
В Российской Федерации подходы Базельского комитета к расчету собственного капитала банков реализованы в Положении Банка России от 10. 02. 2003 г. № 215-П «О порядке расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», которое было рассмотрено в теме 4. Требования к достаточности капитала в соответствии с принципами эффективного банковского надзора установлены Инструкцией Банка России от 16. 01. 2004 г. № 110-И.
Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) ограничивает риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственного капитала банка, необходимого для покрытия кредитного и рыночного рисков. Он определяется как отношение размера собственного капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.
Пруденциальное регулирование кредитных рисков. Основной риск, с которым банк сталкивается в своей деятельности, — это кредитный риск. Базельский комитет определяет этот риск как риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Он относит этот риск не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение как в балансе банка (вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы), так и на внебалансовом учете (гарантии, поручительства).
Источником возникновения финансовых проблем у банков является предоставление крупных кредитов одному заемщику или группе связанных заемщиков, т. е. концентрация кредитных рисков. Органы банковского надзора должны устанавливать пруденциальные пределы с тем, чтобы ограничить риск для банка от отдельных заемщиков, групп связанных между собой заемщиков и значительных концентраций риска. Эти пределы обычно выражаются в процентном отношении к капиталу банка, и хотя они могут варьироваться, типичный максимальный предел — это 25 % капитала, сумма, которую банк или банковская группа может без согласия органа надзора предоставлять в качестве кредита отдельному небанковскому частному заемщику или группе связанных заемщиков. Практика показывает, что недавно созданные или очень небольшие банки могут сталкиваться с трудностями в своих усилиях по диверсификации, что требует более высокого уровня капитала для покрытия соответствующего риска.
В Российской Федерации риски концентрации ограничиваются системой обязательных для банков нормативов, соблюдение которых контролируется Банком России. Инструкция Банка России от 16. 01. 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» а устанавливает 2 норматива, ограничивающих риски концентрации: максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) и максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7).
Наряду с рисками концентрации источником банковских проблем является также предоставление крупных кредитов лицам, связанным с банками (афилированным лицам).
Контроль за связанным кредитованием со стороны Банка России ограничивается установлением обязательных нормативов, ограничивающих совокупный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1) и совокупную величину рисков по инсайдерам (Н10.1). Порядок расчета этих нормативов и контроля за их соблюдением определен Инструкцией Банка России № 110.
Пруденциальное регулирование рыночных рисков. Кредитный риск является основным, но не единственным риском, с которым сталкиваются банки в своей деятельности. Дерегулирование и диверсификация банковской деятельности в условиях усложнения и глобализации финансовых рынков являются причинами того, что в последние годы банки все чаще сталкиваются с рыночными рисками, под которыми понимаются риски потерь по балансовым и забалансовым позициям, связанным с колебанием рыночных цен и котировок.
Согласно Положению от 24. 09. 1999 г. № 89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков» рыночный риск определяется как риск возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, а также курсов иностранных валют.
Совокупный размер рыночного риска банки рассчитывают по формуле
,
где РР — совокупный размер рыночных рисков;
ПР — размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменениям процентных ставок, за исключением балансовых инструментов, приобретенных для целей инвестирования (процентный риск);
ФР — размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменению рыночных цен на фондовые ценности, за исключением балансовых инструментов, приобретенных для целей инвестирования (фондовый риск);
ВР — размер рыночного риска по открытым уполномоченным банком позициям в иностранных валютах и драгоценных металлах (валютный риск).
Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки с необходимой точностью оценивают и должным образом контролируют рыночные риски. При необходимости рекомендуется создавать дополнительные резервы на покрытие ценовых рисков, которые принимает на себя банк, особенно рисков, связанных с торговыми операциями. Еще одним важным шагом по укреплению стабильности финансовых рынков может стать дисциплина, соблюдение которой связано с выполнением банками требований к капиталу.
Пруденциальное регулирование прочих банковских рисков. К числу прочих рисков, с которыми банки сталкиваются в своей деятельности, Базельский комитет относит процентный риск, риск ликвидности, операционный и правовой риск, риск репутации. Он дал свое толкование содержания этих рисков и определил общие задачи органов банковского надзора по регулированию и контролю этих рисков.
Риск ликвидности, как следует из консультативного письма Базельского комитета по банковскому надзору, возникает из-за неспособности банка предотвратить уменьшение объема обязательств или финансировать рост своих активов. Когда у банка появляются проблемы с ликвидностью, он не может получить необходимые средства за счет увеличения объема обязательств или быстрой реализации своих активов по разумной цене, что отрицательно влияет на доходность его операций. В экстремальных случаях недостаточная ликвидность может привести к банкротству банка.
В Российской Федерации с учетом отсутствия достаточного опыта управления ликвидностью у банков и сложностями, с которыми им пришлось столкнуться на первых этапах своей деятельности в условиях рынка, Банк России счет возможным установить ряд обязательных для исполнения нормативов, задающих ориентиры банкам для управления ликвидностью.
В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности (норматив общей ликвидности, установленный ранее Банком России, в настоящее время отменен), которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.
Операционный риск. По оценкам Базельского комитета наиболее важные виды операционных рисков связаны с несоблюдением правил внутреннего контроля и ошибками в корпоративном управлении. Это может привести к финансовым потерям по причине ошибок, мошенничества, невозможности своевременного принятия банком необходимых мер или возникновения других угроз интересам банка, в частности со стороны его дилеров, сотрудников кредитного отдела, злоупотребляющих своими полномочиями или ведущих дела с нарушением этических норм и неоправданно высокими рисками. Другие аспекты операционного риска — это серьезные сбои в работе информационно-тех?нологических систем, а также пожары и стихийные явления.
Органы банковского надзора обязаны убедиться в том, что высшее руководство банка располагает эффективной системой внутреннего контроля и аудита, а также в том, что им разработана политика по управлению операционным риском или по его минимизации (например, путем страхования или планирования на случай непредвиденных обстоятельств). Органы надзора должны убедиться в том, что у банка есть обоснованные планы восстановления всех вышедших из строя основных систем и возможность использования в экстренных ситуациях резервного технологического оборудования, расположенного на достаточном удалении.
Правовой риск связан с тем, что в результате недостаточных или неквалифицированных правовых консультаций или неправильного ведения документации стоимость активов банка может оказаться ниже, а объем обязательств значительно выше по сравнению с планируемым. К тому же существующие законы не всегда способны разрешить правовые вопросы, возникающие у банка; судебное разбирательство с участием того или иного банка может повлечь за собой более серьезные, чем ожидалось, последствия для банковского бизнеса, чреватые дополнительными расходами для данного банка или для многих или даже всех других банков; могут быть внесены изменения в законодательство, регулирующее деятельность банков и других коммерческих предприятий. Банки становятся особенно уязвимыми для правового риска в то время, когда они только приступают к новым видам операции и когда еще не установлены юридические права партнера банка на совершение соответствующих сделок.
Риск репутации. Риск, связанный с потерей репутации надежного банка, возникает по причине операционных просчетов, неспособности банка соответствовать требованиям законов и других правовых актов или по другим причинам. Этот вид риска особенно опасен для банков, поскольку характер их деятельности предполагает доверие к ним со стороны вкладчиков, кредиторов и всего рыночного сектора.
Базельский комитет не дает конкретных рекомендаций по управлению данным риском и поддержанию репутации надежности банка.
Вопросы для самопроверки
- Что понимается под пруденциальными требованиями? С какой целью они устанавливаются?
- Какие задачи решаются при оценке достаточности капитала банков?
- Как Базельские принципы рекомендуют надзорным органам подходить к регулированию кредитных рисков?
- Какие нормативы установил Банк России для ограничения кредитных рисков?
- В чем особенность подходов Базельского комитета к определению рыночных рисков? Как эти риски регулируются Банком России?
- Что относится к прочим банковским рискам?
- Какие нормативы установил Банк России для ограничения рисков ликвидности?
15.4. Выявление проблемных банков и меры по их оздоровлению
Итогом пруденциального надзора является выявление проблемных банков, разработка и реализация мер по их оздоровлению. В этой работе участвуют специалисты дистанционного надзора и банковские инспекторы. В процессе анализа отчетности и инспектирования банков основное внимание уделяется оценке банковских рисков и выявлению причин изменения финансового состояния банков. При этом используются разработанные Банком России стандартные методики анализа и соответствующие программные комплексы.
По результатам анализа надзорное подразделение формирует мотивированное суждение об отнесении каждого банка к одной из четырех групп проблемности. Критерии классификации банков по степени проблемности изложены в Указаниях Банка России от 31. 03. 2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Согласно этим указаниям территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации с точки зрения их финансового состояния к одной из двух категорий: финансово стабильные кредитные организации и проблемные кредитные организации. В рамках каждой категории выделяются по две группы банков.
В первую категорию — финансово стабильные кредитные организации — включаются две группы:
группа 1 — кредитные организации без недостатков в деятельности;
группа 2 — кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
В эту категорию включаются кредитные организации, в деятельности которых, по оценке территориального управления Банка России, отсутствуют недостатки, создающие реальную или потенциальную угрозу интересам их кредиторов, клиентов и участников.
Во вторую категорию — проблемные кредитные организации — ключаются также две группы:
группа 3 — кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;
группа 4 — кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
К категории проблемных кредитных организаций относятся кредитные организации, недостатки в деятельности которых создают или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов участников. В группу 3 включаются кредитные организации, которые:
не выполняют нормативы достаточности собственного капитала банка HI (при этом значение этого норматива должно быть не ниже 5 %) и/или текущей (НЗ) ликвидности;
нарушили установленный Банком России порядок обязательного резервирования сроком более трех рабочих дней и/или допустили два случая нарушений за последние три месяца;
не представили хотя бы на одну отчетную дату требуемые формы отчетности.
В группу 4 относятся кредитные организации, проблемы в деятельности которых приобрели наиболее острый или затяжной характер, в том числе кредитные организации, которые имеют внешние признаки несостоятельности (банкротства). В эту группу включаются кредитные организации, которые:
не удовлетворяют требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняют обязанности по уплате обязательных платежей, в том числе перед Банком России, в течение одного месяца и более с момента наступления даты их исполнения;
не выполняют норматив достаточности собственного капитала Н1 (значение норматива ниже 5 %);
нарушили установленный Банком России порядок обязательного резервирования сроком более одного месяца и/или допустили более двух случаев нарушений за последние 6 месяцев;
систематически не представляют требуемые формы отчетности или представляют их с задержкой более чем на 5 рабочих дней.
Отнесение Банка России кредитных организаций к одной из классификационных групп является конфиденциальной информацией, используемой территориальными учреждениями для определения дифференцированного режима взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями. Кредитные организации, отнесенные к первой категории, могут получать кредиты Банка России в порядке рефинансирования.
К проблемным кредитным организациям применяются различные меры принудительного характера в целях предупреждения возможности банкротства и восстановления платежеспособности кредитной организации: штрафы; ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных операций; запрет на осуществление отдельных операций (преимущественно на привлечение денежных средств физических лиц во вклады); требования о замене руководителей; запрет на открытие филиалов. Отзыв лицензии считается крайней мерой, принимаемой после проведения комплексной профилактической работы.
Банк России, реализуя свои функции в области банковского регулирования и надзора, принимает активное участие в процессах финансового оздоровления банков. Приоритетным направлением деятельности Банка России является организация работы по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:
- финансовое оздоровление кредитной организации;
- назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций);
- реорганизация кредитной организации.
Требование осуществить меры по финансовому оздоровлению должно содержать указание причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, она назначается Банком России в те кредитные организации, в которых возникла реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Временная администрация назначается Банком России на срок не более 6 месяцев. Состав временной администрации определяется приказом Банка России. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России. Он распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность.
При устранении причин, послуживших основанием для назначения временной администрации, Банк России принимает решение о прекращении ее деятельности. Он принимает решение о прекращении ее деятельности также после вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или вступления в силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.
К кредитной организации, имеющей признаки несостоятельности, Банк России может предъявить требование о реорганизации. реорганизация может осуществляться в форме слияния или присоединения. В случае получения требования Банка России о реорганизации руководитель кредитной организации обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в Совет (Наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации. Совет (Наблюдательный совет) в свою очередь обязан в срок не позднее 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации известить Банк России о принятом решении.
Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора участвует в деле о банкротстве кредитной организации, которое рассматривается арбитражным судом. Помимо Банка России в деле о банкротстве участвуют сама кредитная организация; конкурсный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы.
При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется конкурсное производство. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в отношении кредитных организаций не применяются.
Источник